История календарей, то есть, люди и использование методов для отслеживания дней и более крупных временных отрезков, охватывает практику с очень древними корнями. Археологи реконструировали методы хронометража, которые возвращаются к доисторическим периодам, старым, как неолит. Естественными единицами для хронометража, используемыми большинством исторических обществ, являются день, солнечный год и Луна

Календари — это явные схемы, используемые для хронометража. Первые исторически заверенные и сформированные календари относятся к бронзовому веку, зависящему от развития письменности на Древнем Ближнем Востоке, а самое раннее шумерско — египетские, ассирийские и эламитские календари.

Большое количество календарных систем Древнего Ближнего Востока появляется в археологической летописи Железного века, основанной на ассирийском и вавилонском календарях. Сюда входит календарь Персидской империи, который, в свою очередь, породил зороастрийский, а также еврейский календарь.

Календари в древности обычно были лунисолярными, в зависимости от введения интеркалярных месяцев для выравнивания солнечных и лунных лет. Все было основано на наблюдении, но, возможно, были ранние попытки моделировать модель интеркаляции алгоритмически, о чем свидетельствует фрагментарный календарь 2-го века. Тем не менее, римский календарь содержал очень древние остатки доэтрусского 10-месячного солнечного года.

Римский календарь был преобразован Юлием Цезарем в 45 г. до н. Юлианский календарь больше не зависел от наблюдения за Луной, а просто следовал алгоритму введения високосного дня каждые четыре года. Это создало диссоциацию календарного месяца.

В 11 веке в Персии в 1079 году была объявлена календарная реформа под руководством Хайяма, где продолжительность года была измерена как 365,24219858156 дней. Учитывая, что продолжительность года меняется в шестом знаке после запятой на протяжении жизни человека, это очень точное число. Для сравнения длина года в конце XIX века составляла 365.242196 дней, а сегодня — 365.242190 дней.

Григорианский календарь был введен в качестве уточнения по юлианскому в 1582 году, и сегодня во всех странах мира, используется как де — факто. Термин «календарь» сам берется из «календ», термин в первый день месяца в римском календаре, связанный с глаголом calare «взывать», ссылаясь на призвание или объявление о том , что новая Луна только что появилась. Латинский календарь означал «учетную книгу, регистр», поскольку расчеты были урегулированы, а долги были собраны в календарных месяцах каждого месяца.

Латинский термин был принят на древнефранцузском как более изящный, а оттуда на среднем английском языке как каландр к XIII веку. Календарь появился от раннего современного английского. Альтернативная теория связывает календарь со славянской, дохристианской традицией Коледари, которая позже включена в рождество. Коло означает «круг, цикл», а дар означает «подарок».

Было предложено несколько доисторических структур, которые имели целью хронометраж (обычно отслеживая ход солнечного года). Он включал в себя многие мегалитические структуры и реконструированные механизмы, уходящие далеко в неолитический период.

Керамический артефакт из Болгарии, известный как модель печи Слатино, был объявлен местными археологами и средствами массовой информации как старейшее известное представление календаря, но это не было одобрено в мейнстримовых представлениях. Эпохи мезолита было найдено расположение двенадцати углублений и дуг в Warren Field, Абердиншир, Шотландия. Находка была создана примерно 10000 лет назад. Ученые и археологи описали ее как лунный календарь и назвали «самым старым в мире известным календарем» в 2013 году.

Самый старый европейский календарь находится недалеко от Вуковара в современной Хорватии. Это керамический сосуд с идеограммами небесных объектов, видимых каждую неделю и месяц года. Древний шумерский календарь разделил год на 12 лунных месяцев 29 или 30 дней. Каждый месяц начинался с появления новой Луны. Шумерские месяцы не имели единого названия из-за религиозного разнообразия. Это привело к тому, что книжники и ученые ссылались на них как на «первый месяц», «пятый месяц» и т. д.

Чтобы сохранить лунный год в 354 дня в шаге с солнечным годом 365.242 дней был добавлен григорианский високосный год. В шумерском календаре не было недель. Святые дни и свободное время от работы обычно отмечались на первом, седьмом и пятнадцатом дне каждого месяца. В дополнение к этим святым дням были также праздничные дни, которые варьировались от города к городу.

Хотя самые ранние свидетельства иранских календарных традиций относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, предшествовавшему появлению иранского пророка Зороастра, первым полностью сохранившимся календарем является тот факт, что ахемениды на протяжении всей записанной истории были увлечены идеей и важностью наличия календаря. Они были одними из первых культур, которые использовали солнечный календарь и долгое время предпочитали Луну и лунисолярные подходы. Солнце всегда было символом в иранской культуре и тесно связано с фольклором в отношении Кира Великого.

Старые персидские надписи и таблички показывают, что ранние иранцы использовали 360-дневный календарь, основанный на солнечном наблюдении, модифицированный для их убеждений. Дни не назывались. В месяцах было две или три дивизии в зависимости от фазы Луны. Двенадцать месяцев по 30 дней были названы в честь фестивалей или мероприятий пастырского года. 13-й месяц добавлялся каждые шесть лет, чтобы синхронизировать календарь с сезонами. Современный календарь состоит из 12 месяцев, 365 дней и только в феврале високосного года прибавляется еще один день — 29 число.

Календарь рабочих дней выглядит следующим образом:

Январь — 17 рабочих, 14 выходных

Февраль — 20 рабочих, 8 выходных

Март — 20 рабочих, 11 выходных

Апрель — 22 рабочих, 8 выходных

Май — 18 рабочих, 13 выходных

Июнь — 19 рабочих, 11 выходных

Июль — 23 рабочих, 8 выходных

Август — 22 рабочих, 9 выходных

Сентябрь — 21 рабочих, 9 выходных

Октябрь — 23 рабочих, 8 выходных

Ноябрь — 20 рабочих, 10 выходных

Декабрь — 22 рабочих, 9 выходных