Для всех христиан, православных верующих и просто любителей, церковный праздник Красной горки в 2019 году особенный день, ведь он самым непосредственным образом сочетает в себе христианские традиции и отголоски давних ритуалов наших предков, еще из языческих времен. В то время, когда они жили, этот день был связан, главным образом, с вступлением весны в свое полноправное управление, переходом от холодного времени года к теплому.
«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.
А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.
История праздника
Главная традиция на Красную горку, сохранившаяся и д наших дней – свадьбы. В этот день по всей Руси в городах, деревнях и селах играли свадьбы – шумные, веселые, радостные. Ведь брак, заключенный на Красную горку, обещал быть долгим, богатым, счастливым. Причем если в одной деревне игралось сразу несколько свадеб, то шумные гулянья после венчания, как правило, сливались в одно, на котором праздновали все жители поселения. Ну а если к свадебным гуляниям добавлялись и особые праздничные обряды, то все мероприятие на Красную горку могло затянуться до глубокой ночи. Сегодня свадьбы в этот праздник – явление достаточно привычное. С возрождением многих народных традиций венчание на Красную горку приобрело особое значение – считается, что брак станет крепким, нерушимым, вечным.
Красная горка – языческий праздник древних славян. Он приходился на весну, когда наступала оттепель. В этот день люди прославляли Ярилу – языческое божество весеннего солнца и плодородия, и Ладу – богиню веселья и любви. Молодежь собиралась на прогретых солнцем пригорках и полянах, организовывала гуляния, танцы и игры. В этот праздник влюбленные пары устраивали свадьбы, а одинокие молодые люди искали свою вторую половину. В названии праздника слово «красная» означало «красивая», что было связано с красотой пробудившейся природы.
После принятия христианства на Руси в 988 году церковнослужители адаптировали языческий народный календарь согласно православным традициям. Празднование Красной горки заменила Антипасха, или Фомино воскресенье. Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи». Праздник приурочен к событиям, которые описаны в Евангелие. После воскресения Христос явился апостолам, среди которых не было Фомы. Апостол засомневался в том, что Иисус – Сын Божий. Он хотел лично убедиться и встретиться со Спасителем. На восьмой день после воскресения Христос показался перед Фомой.
Каковы традиции Красной горки в России
Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.
Еще один обряд, принятый на Красную горку – закликание весны. Закликать – значит зазывать, приглашать, заклинать. И действительно – с первым лучом солнца в этот день зазывали в гости весну-красну, призывали ее принести тепло, заклинали подарить любовь. Девушка, выбранная закликальщицей-«хороводницей», поднималась на самую высокую горку рядом с селом и вместе со своими подругами, участвовавшими в закликательном хороводе, ждала восхода. С первым блеском солнечных лучей особыми словами-заклятиями звали весну, уговаривая ее прийти в гости. От весны же ждали и подарка – любви понравившегося парня. После закликания «хороводница» заводила песню, которую подхватывали все подружки, за этой песней следовала вторая, третья, и так, с песнями да прибаутками девушки возвращались в село. Ну а вечером, после праздничного ужина, начинались гуляния – и девица-«хороводница», утром зазывавшая весну в гости, неизменно была в центре внимания всех парней.
Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».
Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).
Когда празднуется День Красная горка в России в 2019 году
Красная горка отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Это народно-христианский праздник. В 2019 году он приходится на 5 мая. В этот день Православная Церковь вспоминает о воскресении Иисуса Христа и встречу апостола Фомы с воскресшим Спасителем.
Как поздравляют друг друга в этот день
В православной традиции на Антипасху в церквях проходят богослужения, посвященные апостолу Фоме, и обновляется память воскресения Иисуса Христа. После службы в храмах прихожане идут на кладбища. Они посещают могилы умерших родственников, приносят цветы и угощения. В этот день люди устраивают свадьбы и венчания. После девятинедельного перерыва в православных храмах возобновляется таинство бракосочетания.
В народе возрождаются древние славянские традиции. В честь праздника Красная горка люди устраивают ярмарки, на которых проходят массовые народные гуляния. Молодежь поет песни и водит хороводы. Незамужние девушки в этот день гадают на суженого.