Весной в православном христианстве наступает особая пора – главным событием марта 2020 года в религиозном мире станет начало Великого многодневного поста. В эти дни воцерковленные люди могут проверить свою силу воли и принести дань собственной вере.Церковные праздники в марте 2020 года включают в себя многодневный Великий пост с 11 марта по 27 апреля, три дня особого поминовения усопших и одну сплошную седьмицу.
Дни поминовения усопших
2 марта 2020
Суббота мясопустная или Вселенская родительская суббота. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.
23 марта
Суббота 2-й седмицы Великого поста. Причина установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором тогда пребывают христиане. Ежели, по учению святого апостола Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый подвиг поста, ежели не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу. Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Пред вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми и с несовершенными усопшими.
30 марта
Суббота 3-й седмицы Великого поста. Время Великого Поста день ото дня сокращается для христиан. Дни идут своей очередью, приближая нас к неделям праздников Воскресения Христова. Радость ожидания возбуждает наши чувства, и, с другой стороны, грусть охватывает душу, когда совесть говорит сердцу, что мы проводили время поста не так, как следовало бы истинным христианам. Однако время не все еще миновало в вечность. Евангелие и Церковь не умолкают проповедовать покаяние и призывать к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Это были первые слова, которыми началась проповедь Иисуса Христа. Следовательно, спасение души и покаяние – две истины, одна от другой немыслимые. Без покаяния нет спасения.
Другие церковные праздники марта
Великому посту будет предшествовать Масленичная неделя – сплошная седмица с 4 по 10 марта. В эти дни пройдут следующие церковные праздники:
4 марта — Апостола от 70-ти Филимона и мученицы равноапостольной Апфии, апостола от 70-ти Архиппа
5 марта — Преподобного Льва, епископа Катанского
6 марта — Преподобного Тимофея Олимпийского
8 марта — Священномученика Поликарпа Смирнского, епископа
9 марта — Священномученика Поликарпа Смирнского, епископа
10 марта — Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского.
Многодневный Великий пост
Пост в православной вере – это время, которое специально предназначено для совершения самоанализа. На протяжении этого времени верующие читают глубокие молитвы и совершают религиозные подвиги, которые характеризуются чтением писаний и раздачей милостыни. На гастрономическом уровне пост предполагает воздержание человека от некоторых видов пищи. В самый строгий пост не рекомендуется употреблять пищу животного происхождения и растительное масло.
Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, состоящий из двух постов: Святой Четыредесятницы, установленной в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне, и Страстной седмицы, посвященной событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. (Страстная седмица в переводе на русский – неделя страданий). В человеке изначально заложено религиозное чувство – чувство вечности, как эмоциональное осознание своего бессмертия. Это таинственное свидетельство души о реалиях духовного мира, находящегося за пределами чувственного восприятия, – гносис (знание) человеческого сердца, его неведомых сил и возможностей.
В современном обществе вопросы о значении и смысле поста вызывают много недоумений и разногласий. Учение и мистическая жизнь Церкви, ее Устав, правила и обряды до сих пор для части наших современников остаются столь же незнакомыми и непонятными, как история доколумбовой Америки. Храмы с их таинственной, как иероглифы, символикой, устремленные в вечность, застывшие в метафизическом полете ввысь, кажутся окутанными непроницаемым туманом, словно ледяные горы Гренландии. Только в последние годы общество (вернее – какая-то его часть) стало осознавать, что без решения духовных проблем, без признания примата нравственных ценностей, без религиозного просвещения невозможно решение никаких других задач и проблем культурного, социального, национального, политического и даже экономического характера, которые внезапно оказались завязанными в «гордиев узел». Атеизм отступает, оставляя за собой, как на поле битвы, разрушения, распад культурных традиций, деформацию общественных взаимоотношений и, может быть, самое страшное – плоский, бездушный рационализм, который грозит превратить человека из личности в биомашину, в монстра, составленного из железных конструкций.
Сплошная седьмица
Сплошная или Всеядная седмица – это неделя (называемая седмицей в церковном календаре), в течение которой отсутствуют какие-либо посты. Одним словом, разрешается употребление скоромной пищи всю неделю, и даже в среду и пятницу, что являются традиционными постными днями в православии достаточно длительное время. После самого поста, достаточно строгого, существует сплошная седмица. Она проходит для того, чтобы люди, которые на протяжение нескольких дней верно придерживались поста, смогли немного расслабиться, привести в норму своё физическое и душевное состояние, дабы далее иметь возможность посвящать себя служению Богу.