Каждый год посвящается решению какой-нибудь проблемы, вот и 2019 не стал исключением. Указом Президента в России он объявлен годом театра. О развитии и поддержке этого вида искусства говорили давно: еще в 2011 году была разработана концепция развития театрального дела и принята программа ее реализации до 2020 года. Итак, чему же будет посвящен 2019 год?
История зарождения театра России
Русский театр ведет свое начало с древности. Его истоки — это обряды, праздники, связанные с языческой культурой славян. Они сопровождались магическими действиями, песнями, плясками, заклинаниями. В представлениях принимали участие ряженые, которые изображали вымышленные мифологические существа, языческих богов и т.д. В истории русского театра принято выделять несколько этапов. Первый этап начинается с формирования родового общества и длится до XVII в. Второй этап завершается созданием постоянного профессионального театра в середине XVIII в. Следующий период — с конца XVIII в. до начала XX в., который ознаменовал появление режиссерского театра и новых эстетических концепций.
Первый этап — самый длительный в истории русского театра. Ни один праздник на Руси не обходился без театрализации. Сначала это были простые представления, в которых принимали участие целые деревни, позже они превратились в народные драмы. Магический элемент уже терял свою силу и значение — зарождались элементы коллективного творчества. Первоначально представления были хороводного типа, в них преобладала монолитность драматического и хорового действия. Все это сопровождалось диалогами и монологами, песнями, которые наполняли представления нужным смыслом. Известны так называемые русалии, которые проводились при встрече весны и представляли собой действа с участием ряженых в бесов и другую нечистую силу. Они существовали вплоть до XV в., когда смысл «русалий» существенно поменялся.
На Руси, как упоминается в летописях, существовали скоморохи — бродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты. Многие связывают становление театра на Руси именно с появлением скоморохов. Отношение к ним было неоднозначным: с одной стороны, их воспринимали как носителей языческой культуры, с другой — как шутов с налетом светскости. Скоморохи были талантливыми и разносторонними исполнителями. Они умели играть на инструментах, исполнять песни, разыгрывать сценки, изображать зверей и птиц и т.д. За ними прочно закрепилась слава острословов и насмешников — представления, в которых принимали участие скоморохи, всегда искрились юмором или сатирой, создавали у зрителей веселое настроение. Выступления скоморохов были неотъемлемым элементом любого праздника: их приглашали выступать во дворах князей, бояр, они давали представления и на улицах, площадях, ярмарках, вовлекая в действо зрителей. Позже скоморошество подверглось преследованиям и гонению, так как церковь приравнивала их к язычникам и карала наравне с ведьмами и колдунами.
Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный актером-любителем и знатоком драматургии, театра и театральной машинерии, купцом Ф.Г. Волковым (1729-1763). В 1752 г. театр по изволению императрицы сыграл свои спектакли в Царском Селе («Хорев, Синав и Трувор», «Гамлет» А. Сумарокова и «Комедия о покаянии грешного человека» Д. Ростовского); актеров во главе с Волковым отдали в шляхетский корпус на обучение играть трагедии, а через четыре года, в 1756 г., опять-таки по указу императрицы, ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар театра составляли русские драматические произведения (преимущественно пьесы Сумарокова).
Актуальность театра в России
Тема театра в России поднималась не раз, но точку в вопросе обращения руководства страны к ней положила встреча президента с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным. Именно он подал прошение, чтобы 2019 год был посвящен театру как одному из самых древних видов искусства. Объявленное президентом решение вызвало одобрительную поддержку у многочисленных поклонников театрального дела. Еще 2018 должен был быть объявлен в России годом театра, чего в итоге не случилось и еще более усугубило проблемы этой сферы. Главная из них – финансирование. Более 700 заведений получают средства из бюджета. Этих денег настолько мало, что руководители театров не могут одновременно покрыть все расходы и на капитальные ремонты зданий, и на расширение репертуара, на привлечение в труппы новых актеров. О меценатстве сегодня говорить не приходится, ведь бизнес вкладывает деньги лишь с целью получения обратной прибыли. Увеличить доходы трупп можно только путем повышения цен на билеты, что вызовет обратную реакцию у людей, и те вовсе перестанут ходить на спектакли.
Вторая проблема – угасающий интерес зрителя. Больше гастролей, интересные темы, обмен опытом со студиями других стран – именно этим должны заниматься сегодня. Если столичные театры всегда полны, то в глубинке актеры порой играют сами для себя. А ведь театр – это жизнь на сцене, это прекрасная возможность посмотреть на свои проблемы со стороны. Именно поэтому необходимо популяризировать данный вид искусства.
Что планируется сделать?
1. Капитальная реконструкция зданий. Путин поручил разработать план мероприятий по реализации Года театра до 1 июня 2018 года, однако в некоторых регионах чиновники уже действуют. Например, в Брянской области начали с театра кукол и уже выделили деньги ремонт его здания. Александр Калягин обращает внимание, что 2019 станет лишь стартом для капитальных ремонтов всех театров страны. Полностью мероприятия по реконструкции планируют закончить к 2030 году.
2. Развитие театральной культуры. Прежде всего, обмен опытом между столицей и глубинкой. Одного желания здесь мало, важно учесть и техническую сторону: региональные студии долгое время существовали изолированно друг от друга, поэтому не имеют дополнительных служебных помещений, в которых, как минимум, можно разместить приглашенных актеров и режиссеров.
3. Развитие детского творчества и ТЮЗов. Если театр прорастет в душу ребенка, в будущем мы получим влюбленного в этот вид искусства требовательного зрителя. Развитие профессионального образования, открытие бюджетных мест в вузах. Это важно не только для пополнения кадров в актерской среде, но и для получения дополнительного образования режиссерами.
4. Поддержка русских театров за рубежом. Выстроенные связи между театрами бывших стран СССР с каждым годом слабеют, и этому способствуют не только исторические изменения в обществе, но и различные санкции между странами.
5. Проведение фестивалей. В рамках Года театра 2019 в России запланированы многочисленные мероприятия. Самые яркие – Международная театральная олимпиада в Санкт-Петербурге и Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова. 2019 станет знаковым еще и потому, что именно в этом году пройдет 25 национальная театральная премия «Золотая маска», лауреаты которой с целью реализации принятой программы отправятся на гастроли по стране. Также планируется проведение Международной конференции режиссеров, организация летней театральной школы для детей и молодых специалистов.